Возможно ли отказаться от применения ККТ при осуществлении аптечной деятельности как плательщику ЕНВД или действие ФЗ № 162-ФЗ от 17.07.2009 не распространяется на аптечные учреждения

Вопрос: Организация через аптеку осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами по договорам розничной купли-продажи с применением ККТ. С данной деятельности платится ЕНВД. Подходит срок замены ЭКЛЗ на ККТ. (Замена ЭКЛЗ затратна).

Возможно ли отказаться от применения ККТ при осуществлении аптечной деятельности как плательщику ЕНВД или действие ФЗ № 162-ФЗ от 17.07.2009 не распространяется на аптечные учреждения.


Ответ:

В соответствии с пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

Исходя из ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечная организация — это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Закона.

Деятельность аптечных организаций, связанная с реализацией лекарственных средств, осуществляемая по договорам розничной купли-продажи для дальнейшего использования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, или не для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности, может быть признана розничной торговлей и переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Таким образом, аптека, которая в соответствии с ч. 2 ст. 346.26 Кодекса применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах с покупателями. При этом по требованию покупателя аптека, являющаяся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязана выдать ему документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование документа, порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилию, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина от 7 июня 2011 г. N 03-01-15/4-75 (прилагается).

При исследовании вопроса считаем нужным сообщить, что ряд экспертов ссылаясь на Письмо Росздравнадзора от 02.10.2006 N 01И-777/06, Письмо ФНС России от 06.09.2006 N 07-2-03/5834 делают выводы, что в связи с тем, что действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) распространяется на деятельность аптечных учреждений, связанную с оборотом спиртосодержащей непищевой продукции, то они должны соблюдать все требования, установленные Законом N 171-ФЗ, одним из которых является обязательное применение ККТ при продаже в городах алкогольной продукции. Поэтому аптечные организации, уплачивающие ЕНВД и ведущие указанную деятельность, не освобождаются от применения кассовых аппаратов.

По нашему мнению данные выводы ошибочны.

В указанных официальных письмах Росздравнадзора и ФНС России упоминается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

В ст. 16 Закона N 171-ФЗ указано, что организации обязаны использовать контрольно-кассовую технику, если ведут в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Согласно п.7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции.

Кроме того, в Письме Росздравнадзора от 02.10.2006 N 01И-777/06, Письме ФНС России от 06.09.2006 N 07-2-03/5834 приведенных выше речь о применении контрольно-кассовой техники не идет.

Таким образом, организация, являющаяся аптечной организацией, уплачивающая ЕНВД и осуществляющая оборот спиртосодержащей непищевой продукции освобождается от применения кассовых аппаратов.